
Среди живописных полей и перелесков Червенского района, в стороне от населенных пунктов располагается не совсем обычное для этих мест производство — Нефтебитумный завод. Его строительство было начато в далеком 1992 году и продолжалось целых пять лет, на сегодняшний день он занимает территорию в 12 га. Это крупнейшее в стране частное предприятие по производству дорожных битумов.
Битум — это смолистое вещество, состоящее из углеводородов и их производных, которое, имея относительно низкую стоимость, используется для изготовления асфальтобетона, устройства гидроизоляции и производства мягких кровельных материалов. Обладая высокой вязкостью, при снижении температуры битум затвердевает и изменяет свои физико-химические показатели, что делает его в дорожном строительстве одним из основных связующих материалов для компонентов асфальтобетонных смесей, обеспечивающим прочность и безопасность асфальта. Без преувеличения, производство качественных дорожных битумов можно назвать одной из важнейших задач в экономике страны.
С заботой о людях
Выбор места для завода был не случаен — рядом проходит железнодорожная ветка, проложенная еще в советские годы для находившейся неподалеку крупной базы агрохимии. Так что с доставкой сырья проблем нет, хотя в нынешнее время оно по большей части завозится сюда автоцистернами.
Вид с железнодорожной рампы
Возле проходной радует глаз приличных размеров технический водоем с крутыми обкошенными берегами, заботливо благоустроенный и огороженный от проникновения туда любителей пляжного отдыха из окрестных деревень. Купаться здесь не разрешается. Зато для работников в течение дня открыт проход на маленький островок с беседкой, где в обеденное время можно отдохнуть в тени на свежем воздухе. Нужно сказать, дальнейшая экскурсия по заводу показала, что о людях здесь стараются заботиться не на словах, а на деле: есть комнаты отдыха и приема пищи, раздевалки и душевые — в общем, как в таких случаях говорится, созданы хорошие условия для труда и отдыха. В результате нет текучки, люди дорожат своим рабочим местом и большинство трудятся на предприятии по многу лет.
Когда профессия и судьба неразделимы
Дежурный сотрудник охраны проводил меня от КПП до самого кабинета директора на втором этаже административного здания, что неподалеку от проходной. Руководитель был на месте и решал по телефону рабочие вопросы. Даже по первому впечатлению — все компетентно и по делу. Впрочем, удивляться не приходится — Александр Храмцов устроился на Нефтебитумный завод сразу после окончания вуза и с той поры прошел тут путь от механика до руководителя, так что работу родного предприятия знает досконально.
Директор Нефтебитумного завода Александр Храмцов
— Это неплохо, что вы приехали в начале месяца, — заявил он, положив трубку. — Первые 10 дней у нас обычно затишье — дорожники ведут подготовительные работы для укладки дорожного покрытия, а потом мы уже активно отгружаем им битум. Так что сейчас есть время поговорить и показать вам наш завод.
Стратегия рождает логистику
Производственная инфраструктура состоит из огромного количества разнообразного оборудования, смонтированного на большой территории. Все это сообщается между собой трубопроводами и насосными узлами. В глаза сразу бросаются циклопических размеров стальные башни — в одни из них закачивается исходный продукт, а в других накапливается битум.
— Сырьем для нашего производства, — рассказывает Александр Храмцов, — является гудрон и тяжелые нефтяные остатки, которые получаются при переработке нефти. На сегодняшний день все это закупается в Российской Федерации и поступает к нам автомобильным и железнодорожным транспортом, а затем из цистерн откачивается в систему. До начала 2022 года мы приобретали гудрон на белорусских НПЗ, в основном на новополоцком «Нафтане». Однако в 2021 году там ввели в строй установку замедленного коксования, сырьем для которой является как раз гудрон. Это были серьезные инвестиции, в результате которых наш белорусский гигант увеличил глубину переработки нефти с получением на выходе большего количества ликвидных светлых нефтепродуктов, а также кокса. При этом наше предприятие осталось без поставщика сырья для своего производства. Впрочем, к такой перспективе мы были заранее подготовлены, — добавил Александр Леонидович, — у нас к этому времени уже были наработки по поставкам с российских предприятий, поэтому особых сложностей с поиском сырья не возникло.
Необходимо отметить, что вся история Нефтебитумного завода — пример удивительной своевременности принимаемых решений и гибкости подходов, что в любых сложных обстоятельствах позволяло не только сохранять важное для народного хозяйства производство, но и планомерно его развивать и модернизировать. Именно в таком ключе в 2012 году с целью привлечения сюда инвестиций было принято решение о приватизации предприятия, изначально входившего в структуру «Минскоблдорстроя». Руководством области ставилась задача не просто сохранить завод, но и создать современное производство битумных эмульсий и полимер-модифицированных битумов как для целей внутреннего дорожного строительства, так и для наращивания экспортных поставок. Немаловажную роль в тот момент сыграло и то, что глубокая модернизация белорусских НПЗ в Новополоцке и Мозыре ставила перед заводом жизненно важную задачу по поиску новых поставщиков сырья.
Колонна окисления — сердце завода
Очередным испытанием для предприятия стал февраль 2022 года и начало конфликта на Украине. К тому моменту львиная доля производимой здесь продукции поставлялась нашей южной соседке. Тем не менее после начала СВО Нефтебитумный завод смог переориентировать свою продукцию на внутренний рынок. Этому, как ни странно, поспособствовала та самая модернизация Новополоцкого НПЗ — в итоге там перестали производить битум. Соответственно освободилась часть внутреннего рынка, которую предприятие успешно разделило с Мозырским НПЗ, производящим битумы из собственного гудрона.
Дальше — не значит дороже
В разговоре с руководителем я не мог удержаться от вопроса о рентабельности. Не сказались ли на ней расстояния поставок и, соответственно, транспортные издержки?
— У россиян, несмотря на транспортировку, выходит дешевле, — заверил меня директор. — Мы везем из Рязани, с Московского НПЗ. Да, там раза в два расстояние выходит больше, однако российские компании предлагают более низкий уровень цен, там большие объемы, поэтому транспортные расходы с лихвой компенсируются. В итоге выигрывают отечественные дорожники, которым мы можем поставлять продукцию отличного качества и по хорошей цене, тем более что мы к тому же осуществляем отгрузки с рассрочкой платежей, для сферы дорожного строительства это крайне необходимо. Последний фактор, конечно, заставляет тщательно планировать свои финансы, чтобы поддерживать необходимый уровень оборотных средств, обеспечивающих бесперебойную работу. При этом нужно смотреть немножко вперед — постоянно заниматься оборудованием: что-то ремонтировать, а кое-что и модернизировать. Дорожное строительство в стране продолжается высокими темпами, несмотря на санкции, ограничения и препоны со стороны западных «партнеров». Тем не менее делать все нужно с запасом заранее, потому что эти конфликты и споры рано или поздно заканчиваются, а инфраструктура, безусловно, будет востребована, — заключил Александр Храмцов.
Потребление битума в республике составляет более 200 тысяч тонн в год. В 2022 году Мозырский НПЗ произвел около 107 тысяч тонн, Нефтебитумный завод под Червенем — около 97 тысяч тонн.
Действительно, в стране идет постоянное строительство новых автодорог, а также реконструкция и модернизация имеющейся дорожной сети: не только магистралей, но и местных дорог. Для этого требуются большие объемы битума. Интересно отметить, что Россия пошла по своему пути — там при устройстве дорожного полотна делают ставку на битумы с улучшенными характеристиками и длительным сроком службы. С одной стороны, стоит дороже, но при этом такое покрытие долговечно и дороги реже приходится ремонтировать и капитально обновлять. Таким образом, затраты отбиваются за счет срока эксплуатации. У нас в Беларуси пока повсеместно используется по большей части не сложнополимерный, а обычный битум. Он соответствует принятым стандартам, однако о долговечности говорить не приходится. Отличительной особенностью современной переработки нефтепродуктов является все возрастающая ее глубина, когда на нефтеперерабатывающих предприятиях из нефти вытягивают все полезные фракции. Поэтому для получения битумов приемлемого качества гудрон необходимо смешивать со специальными добавками, в частности полимерами. На Нефтебитумном заводе все это умеют — оборудование и техпроцесс позволяют достичь самого высокого качества продукции, главное, чтобы на это был заказ потребителей — отечественных дорожников. Впрочем, чтобы применять полимерные битумы не только на автомагистралях, но и на местных дорогах, нужно менять стандарты, нормативную базу. Конечно, все необходимо просчитывать, но есть пример той же Польши, где такой же климат и где все сети местных автодорог укладывают на современные модифицированные битумы. При этом прочность такого покрытия позволяет сделать его тоньше и тем самым снизить расход материала, так что его более высокая цена будет компенсирована меньшим требуемым объемом. При этом такое покрытие еще и долговечнее.
Волшебная лаборатория
Как оказалось, Нефтебитумный завод погружен не только в рутинное производство. Здесь ведется и самая настоящая исследовательская работа. Ее центром является аккредитованная испытательная лаборатория, где осуществляется проверка качества как поступающего сырья, так и производимой продукции. В тот день нам удалось побеседовать с Мариной Божко, лаборантом химического анализа 4-го разряда.
Лаборант химического анализа Марина Божко
— Я работаю на заводе более 21 года и ни разу не пожалела, что посвятила свою жизнь этому предприятию, — говорит она. — Даже в трудные времена таких мыслей не было. А те люди, которые тогда ушли, просились потом назад.
На мой вопрос, что за диковинные субстанции находятся в больших стеклянных банках на столе, женщина с улыбкой отвечает:
— Это наши секретные ингредиенты.
— Они часть исследовательской работы, — вступает в разговор Александр Храмцов. — Делаем совместно с одной белорусской компанией специальный состав для буровых скважин. Здесь взаимный исследовательский процесс: мы им даем свой продукт, они испытывают, высказывают свои пожелания, просят где-то что-то добавить. И таким вот образом идем к оптимальному результату, который будет полностью удовлетворять их с точки зрения технологического процесса. Такая, можно сказать, творческая работа.
Контроль качества продукции проводит Валентина Львова
Установленное оборудование позволяет экспериментировать с битумами, мастиками и эмульсиями, добавляя в них различные компоненты и тем самым изменяя физические свойства исходных материалов.
— В своей лаборатории мы постоянно осуществляем исследовательскую деятельность, связанную не только с нашей основной продукцией, — рассказывает Александр Храмцов. — Как-то один индивидуальный предприниматель, который возил раньше из Канады гидроизоляционную мастику, спросил, можем ли мы у себя разработать такую же. Мы решили попробовать: собрали о ней все сведения, почитали зарубежную информацию, тщательно изучили образцы. В итоге на базе нашей битумной эмульсии, которую мы производили для ремонта дорог, путем изменения физических свойств стали создавать другой тип назначения — гидроизоляционный. Добивались нужного качества несколько лет, пока у нас все получилось. Делали это на энтузиазме, в первую очередь хотелось, чтобы наши специалисты развивались и могли с гордостью сказать: мы можем сделать продукт не хуже импортного. Одно дело, когда производишь один продукт 20 лет, и совсем другое — когда придумываешь что-то инновационное: это неповторимое ощущение профессионального прорыва. В итоге мы пришли к тому, что разработали новую линейку продукции, а в 2021 году решили выступить с ней на конкурсе «Лучший строительный продукт года», где получили диплом второй степени, — такой вот результат творческой работы. Однако мы старались, чтобы это было востребовано рынком. У нас один крупный частный производитель выпускает для фундаментов и кровель похожие гидроизоляционные мастики. Но они применяются с растворителями, а наша разработка — на водной основе, то есть экологичная и безвредная, ее можно использовать для гидроизоляции ванн, туалетов, в помещениях, где проживают люди. Налаживание массового выпуска сперва немножко притормозили санкции (при производстве этих мастик раньше мы использовали немецкие компоненты), но в итоге наши поставщики сориентировались и нашли аналоги в Китае. Так что сейчас процесс пошел — мы даже уже заказали тару, ведра по 5-10 л, которые придут к нам в течение ближайшего месяца. Так что скоро начнем реализацию этой востребованной продукции, — подытожил Александр Леонидович.
Добрый знак
Через цех производства битумных эмульсий мы выходим на улицу. И тут же видим прямо за забором предприятия низко летящего аиста. Верная примета — за десятилетия своей работы завод не испортил местную экологию.
16 000 тонн дорожного битума способно производить предприятие за месяц.
— У нас все прошлое лето на нашем техническом водоеме жил краснокнижный лебедь-шипун, — с улыбкой заметил Александр Леонидович.
Идем по заводской территории дальше, осматриваем работающую в автоматическом режиме установку производства вяжущих полимерных битумных веществ с высокотехнологичной мельницей, обеспечивающей равномерную диффузию полимеров в общей массе. Далее минуем склад готовых, упакованных для отгрузки, мастик для герметизации бетонных швов. Вдалеке возвышаются огромные резервуары для гудрона и немного поменьше — для готового битума. Даже зимой везде поддерживается высокая температура, порядка 240 градусов, которую обеспечивает постоянно циркулирующее по трубам масло-теплоноситель. Прямо по курсу возвышается длинная металлическая эстакада, расположенная вдоль железнодорожных путей, — здесь может производиться выгрузка сырья в случае его прибытия по железной дороге. Корабельного типа вертикальный трап ведет наверх, откуда открывается прекрасный вид на весь завод.
Руководитель предприятия возле пульта управления и контроля над производством
Далее наш путь пролегает к зданию, где, можно сказать, находится мозг всего производства — пульт управления и контроля над всеми технологическими процессами. Здесь круглосуточно несут свою вахту дежурные смены специалистов, которые следят за показаниями приборов и температурными режимами. Чуть в стороне, под большим стационарным навесом, мерно гудят мощные насосы, прогоняющие горячее масло по всей технологической цепочке. Во всем чувствуется ритм настоящего промышленного предприятия, где берут свой исток битумные реки, чтобы в итоге превратиться в автодороги, по которым мы каждый день ездим.
Климат не только природный
Летом на заводе работа идет веселее: дорожники закупают битум, ведется отгрузка — и предприятие оживает. Ну а в холодный период здесь занимаются подготовкой к производственному сезону. С декабря по февраль — текущий ремонт оборудования. Соответственно и отпуска у работников по большей части зимой, а на Рождество завод вообще уходит на небольшие каникулы.
— Коллектив у нас дружный, — говорит Александр Храмцов, — хотя все постоянно в работе, но находится время и на общественные мероприятия, в частности те, которые организуют район и область.
Я интересуюсь у руководителя, какой в Червенском районе бизнес-климат, комфортно ли работать здесь частному производственному предприятию.
— С моей точки зрения, — отвечает Александр Леонидович, — здесь созданы все условия для развития частной инициативы. По крайней мере, у нас всегда было взаимопонимание и с районной администрацией, и на областном уровне. Стараемся со своей стороны помогать региону, чем можем. Все работаем в единой системе, на один результат. Но мы состоявшееся предприятие, сейчас у нас трудится 120 человек. Все из нашего района. Если открывается вакансия, впору конкурс объявлять. Мы на хорошем счету у людей и, кстати, в своем регионе являемся, пожалуй, лучшим налогоплательщиком. Что касается новых бизнесов, их в Червенском районе, с моей точки зрения, появляется маловато. И дело не в бизнес-климате или преференциях, с этим здесь все более чем в порядке. Как это ни парадоксально, но мешает близость столицы. Она втягивает в себя инициативных и предприимчивых — посмотрите на переполненные маршрутки, которые по утрам везут людей из Червеня в Минск. В Червенский район можно было бы побольше направлять инвесторов, чтобы оживить здесь ситуацию и удержать активных людей. Тогда и мелкий бизнес подтянется, вроде сферы питания, услуг и т. п.
Когда мы с директором вышли за ворота проходной, время было уже обеденное. В беседке на водоеме отдыхали сотрудницы коммерческой службы предприятия, которые любезно согласились сфотографироваться. Неподалеку стоял прибывший на погрузку блестящий длинный битумовоз — работа идет, значит, будем с дорогами!
Минская правда